ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯЦИИ
СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
О.В. Писарь, канд. пед. наук
(Институт педагогики и психологии
профессионального образования РАО, г. Казань);
И.П. Татаринова, канд. пед. наук, директор
экономико-промышленного колледжа (г. Смоленск)
Психологический тренинг – это не только отработка внешних «техник», но и тренинг психики, который может быть направлен, прежде всего, на формирование внутренних психических качеств, составляющих содержание психологической культуры, на формирование способности к адекватному анализу социально-психологических ситуаций.
В ходе психологических тренингов необходимо обращать внимание обучаемых на выработку новых форм психических состояний, поведения в предлагаемых условиях, а затем в реальных ситуациях повседневной жизни. Исследование показало, что наиболее эффективно психологический тренинг проходит в активных формах группового обучения. Общим в этих многообразных формах является то, что каждый участник группового занятия учится самостоятельно (при косвенной помощи других), «ставить диагноз» своим трудностям и возможностям, находить пути решения проблем, понимать себя, осуществлять самодиагностику.
Нами применялись активные имитационные методы психологического тренинга, которые включали неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение социальных, психологических задач, упражнения и др.) и игровые (коммуникативно-лингвистическая игра, творческая игра) методы, имеющие одновременно обучающую и развивающую направленность. Участники обсуждали пути решения ситуаций и их последствия. Прежде всего подбиралась «жизненная ситуация», затем проводились ее психологизация и драматизация, раскрывались особенности взаимодействия участников ситуации, черты характера отдельных лиц.
Для развития умений понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики человека и группы, прогнозировать их деятельность применялись также тренинги сензитивности, где участники должны были сами организовать свои отношения при опоре на обратную связь, улучшить понимание себя и других. Общение проходило по принципу «здесь и теперь», без апелляции к прошлому, нередко путем проб и ошибок на основе усвоения общих принципов общения.
Известно, что существуют два подхода к определению понятия «сензитивность». Многие авторы рассматривают его как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории сензитивности. Американские ученые считают, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, чего мы хотим: отбирать сензитивных людей или же тренировать их. При отборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сензитивность как на общую способность.
Специалисты выделяют четыре компонента сензитивности (основанием для такой классификации послужил анализ теорий и практики специалистов в области сензитивного тренинга):
1) наблюдательная сензитивность – способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. Самонаблюдение (интроспекция) также относится к наблюдательной сензитивности;
2) теоретическая сензитивность рассматривается как способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций чувств, мыслей и действий других людей;
3) номотетическая сензитивность определяется как способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе;
4) идеографическая сензитивность – способность понимать своеобразие каждого человека. Она позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательной, теоретической и номотетической сензитивности.
Мы рекомендуем проводить тренинг сензитивности в групповой форме.
В ходе психологического тренинга уместно применять деловые игры. Игры можно использовать как одно из средств преодоления критических ситуаций за счет рефлексивного их переосмысления. В деловой игре формируется умение принимать решение и организация его исполнения. Если при анализе ситуаций идет спонтанное обсуждение, то в игре чаще присутствует сценарий. Участники игры исполняют (как и в ролевом тренинге) разные роли с различными ролевыми целями (в том числе с групповыми исполнениями ролей малыми группами).
В деловой игре участники имеют и общую цель, совместно решают реальную задачу, для чего необходима выработка цепочки альтернативных решений, сочетания индивидуального и группового оценивания деятельности участниками тренинга. Участники деловой игры имеют несколько целей: игровую (цель данной роли), рабочую (как участника совместной деятельности) и компетентностную (овладеть в деловой игре определенными компетенциями). Умение не отождествлять эти различные интересы уже само по себе развивает участника.
В деловой игре участник включается в обстановку, максимально приближенную к реальной, благодаря чему удается довольно длительное время удерживать его внимание на решении проблем, создавать обстановку эмоциональной приподнятости. Можно практиковать специальную проблематизацию (обострение) ситуации, сопоставление точек зрения в группах, критическое обсуждение и оценивание результатов групп, где происходит обоснование предполагаемых решений. Это дает возможность участникам деловой игры осознавать такие обоснования, отстаивать их или отказываться от них. Они учатся рефлексировать по поводу своих точек зрения, находить их уязвимые места, оценивать альтернативные решения.
За проблематизацией и рефлексией следует этап организационных решений. В игре складывается так называемая «игровая культура мышления», которая включает понимание, возможности в ходе группового межролевого взаимодействия получить новое, эмоциональное, прочувствованное знание, имеющее самоценность именно как коллективный продукт творческих усилий. При этом проявляется многомерность Я-образа и множественность компенсаторно-ролевых самопроявлений, т.е. обогащение каждого участника новыми представлениями о себе на основе сопоставляемых оценок, что в целом способствует повышению уровня психологической культуры участников тренинга.
Приведем пример практических заданий, направленных на развитие культуры общения.
Задание 1. Подберите фотографии детей, посмотрите внимательно на лица. Что вы можете сказать о них? Дети, изображенные на фотографиях, принадлежат к разным типам, испытывают разные чувства. Попытайтесь охарактеризовать их. В данном случае требуется характеристика не каких-то отдельных частей лица, а личности в целом. К каждому ребенку необходимо подобрать не менее семи эпитетов, раскрывающих его характер и состояние. Например, этот человек (какой?): 1) спокойный; 2) уживчивый; 3) слабый; 4) бесхитростный; 5) дружелюбный; 6) простой; 7) покладистый и т.д.
Заканчивается обсуждение темы обоснованием психолого-педагогических факторов организуемого и направляемого общения как важнейшего элемента управления коллективом, а педагогический такт в общении – условие возникновения контакта и расположения учащихся. В ходе опытно-экспериментальной работы рассматривались также фазы общения – контактная, коррекции, убеждения, заключительная – и задачи, которые они решают.
Задачи контактной фазы:
1) снять напряжение и психологические барьеры;
2) заинтересовать собеседника;
3) создать опорные пункты для дальнейшего развития контакта.
Фаза коррекции и ее задачи:
1) выявление ранее скрывавшихся или просто не замеченных негативных качеств собеседника, которые могут помешать развитию контакта (участник тренинга сообщает и о своих негативных качествах);
2) контроль этих качеств и возможность их нейтрализации.
Задачи фазы убеждения:
1) прояснить взгляды на проблему;
2) критически проверить факты, изложенные собеседниками друг другу;
3) устранить или смягчить возникшие противоречия;
4) показать объективную связь решения проблемы и интересов партнеров.
Заключительная фаза и ее задачи:
1) принятие разумного решения;
2) побуждение к его выполнению;
3) свертывание общения.
Педагогический такт в общении и его слагаемые, учет индивидуальных особенностей, интересов личности, проявление чуткости и искренности, умение психологически адаптироваться к разным людям, выдержка, самообладание, самокритичность, владение приемами психического расслабления, гибкое преодоление трудностей в общении – все эти качества обосновываются как компоненты профессиональной компетентности будущего учителя.
Задание 2. Какими словами и поступками вы сможете преодолеть следующие барьеры общения?
1. Вы чувствуете, что собеседник больше внимание уделяет Вашей внешности (одежде, прическе).
2. Вы замечаете, что собеседник не верит, что услышит что-то новое и интересное.
3. Собеседник высказывает взгляды, противоречащие Вашим.
4. Сообщает устаревшую и недостаточно глубокую информацию.
5. Обдумывает во время беседы какие-то другие проблемы.
6. Проявляет повышенное внимание к недостаткам говорящего.
7. Стремится дать поспешную оценку материала, который еще не до конца изложен.
8. Поддается отрицательным эмоциям, возникающим в результате несовпадения доводов собеседника.
9. Проявляет снисходительность, неуважение к манере разговора собеседника (отсутствие терпения).
10. Излишне самоуверенно ведет себя во время разговора.
11. Занимает непоколебимую позицию.
Задание 3. Найдите причину «самоубийственного» начала беседы, исходя из предложенных фраз:
Извините, я помешал?
Я бы хотел еще раз услышать…
Пожалуйста, есть ли у Вас время меня выслушать?
Давайте с Вами быстренько рассмотрим.
Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к Вам.
А у меня на этот счет другое мнение.
Я хотел бы обсудить с Вами...
Мне кажется, эта проблема для Вас имеет особое значение.
Выразительность мимики, пластики, интонации возникает лишь в ситуации общения, поэтому можно предложить обучаемым упражнение «Телефон». Цель такого упражнения – развивать умение управлять своим видением, держать во внимании воображаемый объект, общаться с ним, эмоционально реагируя на образы, представления и воображения.
В ходе упражнения обучаемым предлагается поговорить с воображаемым собеседником:
1) с мамой, которую давно не видел, или с другом, которого обидел (предполагается, что разговор носит заведомо эмоциональный характер);
2) с незнакомым человеком, для того чтобы навести справку, дать объявление, например, поговорить с администратором театра, чтобы попросить билет в театр (разговор должен длиться не менее двух минут).
Представляет интерес игра «Передача эмоций». Участники располагаются по кругу. Первому предлагается «накопить» максимум отрицательных эмоций и в одной-двух фразах «выплеснуть» весь накопленный «запас обид» на своего соседа под номером «два» (отсчет участников идет по часовой стрелке), постаравшись вложить в свои слова максимум темперамента и эмоций. Второй участник, не общаясь с первым, «вымещает» зло на следующем. Третий участник также не отвечает обидчику и в одной-двух фразах передает эмоции по цепи следующему. Игра проходит в два круга, пока у обучаемых не иссякнет «запас эмоций».
Затем правила игры можно изменить. Первый участник пытается сбросить запас отрицательных эмоций и пробудить все добрые и светлые силы души: приветливыми фразами он делится своим хорошим настроением с соседом. Участник под номером «два», получив заряд положительных эмоций, передает его третьему и т.д. Таким образом, теперь включается цепь положительных эмоций. Выполняя это упражнение, участники имеют возможность сравнить цепи отрицательных и положительных эмоций и оценить, какую из цепей следует оборвать, а какую продолжить.
Объективными критериями успешности выполнения задания служат:
показатель вовлеченности личности обучаемого в процесс игры, т.е. в воображаемую ситуацию;
эмоциональность речи.
Развитие выразительных способностей обучаемых приводит к необходимости развивать и двигательные функции, идеомоторную координацию (отзывчивость тела на воображаемый объект, активность действия, эмоциональную возбудимость на образ воображения). Для этого может быть предложен ряд упражнений на выявление двигательных компонентов выразительных способностей:
1) упражнение «Разминка»: потянуться в разных направлениях, постараться «захватить» как можно большее пространство, «стать максимально большим». Оценивается энергия, с которой выполняется это упражнение: амплитуда движений, вовлеченность в задание (по числу предпринятых попыток), мимика;
2) упражнение «Достать собеседника»: стоя на месте, «достать рукой и притянуть к себе» выбранного участника тренинга, находящегося в другом конце аудитории. Оценивается активность деятельности, заразительность исполнения и чувство меры;
3) упражнение «Повтори движение»: тренер задает рисунок движений, который все участники выполняют сначала в прямом, а затем в зеркальном варианте, переключаясь по команде. Оценивается число ошибок и точность воспроизведения рисунка;
4) упражнение «Вообрази себя на “взлетной площадке”» (луг, берег реки, крыша дома)»: обучаемым необходимо, «поймав» разведенными руками восходящие струи воздуха, «взлететь» (по принципу планера). Успех упражнения зависит от чувства меры, наличия двигательных представлений, идеомоторной координации – «откликаемости» тела на образ представления. Оцениваются моменты «отрыва от земли» и «приземления»;
5) упражнение «Сгусток энергии»: обучаемым нужно представить в левой / правой руке шар. Его надо «перегнать» из одной руки в другую и обратно. Оценивается идеомоторная реакция: воображаемый предмет воплощается в микродвижениях, и зритель может достаточно уверенно сказать, в каком месте в данный момент находится «шар»;
6) упражнение «На удачу»: обучаемому предлагается «захватить» из пространства комнаты как можно больше «счастья» и «удачи». В этом упражнении по амплитуде движений и включенности в задание оцениваются чувство меры, активность, эмоциональная возбудимость.
Таким образом, данные упражнения, используемые в ходе психологического тренинга, помогают регулировать усилия его участников, направленные на развитие культуры общения и общих навыков коммуникативных действий.
|